Выездное заседание рабочей группы Общественного совета Министерства образования и науки РФ «Педагогическое образование: профессиональный стандарт и подготовка учителя» в г. Ставрополь 18 января 2012 года
18 января 2013 года в г. Ставрополь прошло выездное заседание рабочей группы Общественного совета Министерства образования и науки РФ «Педагогическое образование: профессиональный стандарт и подготовка учителя». Заседание прошло на базе ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт», это Ставропольский региональный педагогический вуз. В заседании приняли участие: Министр образования и науки Д.В. Ливанов, члены общественного совета при Минобрнауки директор ЦО № 109 Е.А. Ямбург, директор ДНТТМ МГДД(Ю)Т, доцент кафедры психологии образования МПГУ А.В. Леонтович, зам. директора Института проблем передачи информации РАН М.С. Гельфанд, первый проректор МГППУ Ю.М. Забродин и др.
Проблема разработки профессионального стандарта учителя в настоящее время является актуальной. Необходимость подобного стандарта предусмотрена последней редакцией Трудового Кодекса (ст. 190).
В заседании приняли участие сотрудники Института, учителя, педагоги дополнительного образования, руководители образовательных учреждений Ставропольского края. Обсуждения проходили в рамках четырех фокус-групп («Современный учитель: новые требования к профессиональным компетенциям и личностным характеристикам», «Методология фундаментальной подготовки современного педагога-предметника как условие обеспечения его профессиональной компетентности», «Специфика образовательной среды профильного педагогического вуза как фактор формирования гражданственности и профессиональный компетенций современного учителя», «Стратегический менеджмент модернизации системы учреждений образования»).
А.В.Леонтович выступил в качестве эксперта Общественного совета при Министерстве образования и науки на первой фокус-группе, подытожив ее работу и рассказав о ее результатах на заседании расширенного Общественного совета.
Участниками дискуссии высказывались следующие пожелания к разрабатываемому стандарту, с которыми согласился Министр образования и науки:
Стандарт не должен содержать мелочной регламентации деятельности учителя, которая может послужить предметом контроля со стороны проверяющих органов; он должен содержать рамочные, широкие положения о том, ЧТО должен делать учитель, но не КАК он должен это делать. Стандарт не должен содержать требований к предметной квалификации учителя. На основе рамочного стандарта могут разрабатываться региональные и учрежденческие стандарты, учитывающие специфику региона или школы.
Стандарт должен помогать конкретному директору сформулировать конкретные требования к учителю в соответствии со спецификой школы и стать основой для оценки уровня его квалификации при аттестации.
Требования стандарта должны исходить из реалий образовательной практики; вызовов, с которыми сталкивается учитель – это владение технологиями инклюзивного образования; работы в поликультурной среде; преподавания русского языка как иностранного; развития исследовательских и проектных умений учащихся; информационная компетентность и др.
Стандарт должен быть связан преемственными связями с двумя другими стандартами – общего образования и высшего профессионального образования учителя и вытекать из них. Знания, умения, навыки, опыт, получаемые учителем в процессе образования и повышения квалификации должны соответствовать требованиям стандарта. Нельзя требовать от учителя того, чему его не учили.
Подготовка учителей должна иметь гораздо большую, чем сейчас, практическую часть – это практика в образовательных учреждениях, стажировки в научных и инновационных образовательных учреждениях. Т. о. нужно резко повысить практическую ориентацию педагогического образования. При этом целесообразна вариативность форм педагогического образования, - как в педагогических вузах и колледжах, так и на педагогический факультетах классических университетов; в бакалавриате и магистратуре.
Педагогическое образование представляет несомненную культурную ценность российской культурной традиции, которую необходимо сохранять, одновременно повышая эффективность работы педагогических вузов.
В структуре педагогического образования необходимы: психологический, технологический блоки; а также специальное формирование навыка общения с детьми; выпускник педагогического вуза не должен бояться детей.
Необходимо целенаправленно формировать отношение к учителю как к носителю знания и ценностей общества, а не как к продавцу образовательных услуг.
Министр образования подчеркнул, что в формировании учительского корпуса в ближайшее время необходимо преодолеть двойную отрицательную селекцию (при поступлении и устройстве на работу), что уже происходит.
Необходимо предпринять энергичные шаги по воссозданию дополнительного внешкольного образования. Система формального образования утратила монополию на социализацию детей и молодежи, дополнительное образование может это скомпенсировать. В стандарте необходимо предусмотреть специальный раздел для педагога дополнительного образования.
Для развития педагогического образования необходимо выработать механизмы его развития, в т. ч. системы сетевого взаимодействия между педагогических вузов; без развития система становится архаичной.
Принятая в других отраслях практика стандарта по должности, возможно, не совсем подходит к образованию, в котором может быть целесообразно изменить его характер и стандартизировать по функциям (воспитания, например).
Необходимо прописать творческий компонент труда учителя.
Также А.В. Леонтович посетил Ставропольский дворец детского творчества, который в 2011 году отметил свое 75-летие, и Ставропольское краевое отделение ООД «Исследователь», которое работает на его базе. Дворец является признанным социальным институтом Ставрополья, в нем занимается более 8000 детей в 12 отделах и центрах; центром методической работы в сфере дополнительного образования детей в Северо-Кавказском федеральном округе. Дворец расположен в центре города в прекрасном 3-х этажном здании современной архитектуры. Более 20 лет во Дворце работает Малая академия наук, в которой занимается более 200 учащихся; руководителями выступают специалисты из Ставропольских вузов, московские специалисты. Дворец проводит соревнование молодых исследователей «Шаг в Будущее» Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Долгие годы Дворец возглавляла Любовь Николаевна Папенина, сейчас директором стал Николай Егорович Колесников, с которым достигнута договоренность о тесном сотрудничестве Ставропольского Дворца и МГДД(Ю)Т.
Особую благодарность хочется выразить Людмиле Леонидовне Редько, ректору Ставропольского государственного педагогического института, за прекрасную организацию мероприятия.