70 лет Анатолию Викторовичу Мудрику - Новости - Новости - Факультета педагогики и психологии
 
  

70 лет Анатолию Викторовичу Мудрику

Дата: 05.09.2011 Прочитано: 3627

4 сентября - юбилей члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора Анатолия Викторовича Мудрика!



На факультете педагогики и психологии с конца 1980-х годов существует научная школа «Социализация и воспитание», созданная и поныне возглавляемая доктором педагогических наук, профессором кафедры социальной педагогики и психологии, членом-корреспондентом РАО Анатолем Викторовичем Мудриком.
А.В. Мудрик - широко известен сегодня психолого-педагогической общественности. Более сорока книг и четырехсот статей с интересом читаются и учителями-практиками, и научными работниками, и аспирантами, и докторантами, и студентами, и школьниками не только на русском, но и на языках бывших советских республик (киргизском, молдавском, латышском, литовском, эстонском), а также на европейских языках (английском, испанском, немецком, португальском). Он – признанный авторитет в социальной педагогике, теории и методике воспитания. Об этом свидетельствуют и многократные переиздания его монографий и учебников, и Премия правительства Российской Федерации в области образования.
Ученики и факультет педагогики и психологии МПГУ поздравляют Анатолия Викторовича с юбилеем!

 

Наставник, Учитель, Педагог

 

к  70-летию члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора Анатолия Викторовича Мудрика

 

 

Наверное, любой человек в своей жизни может вспомнить таких людей, которых он смело назвал бы самыми значимыми, самыми дорогими, самыми любимыми. В большинстве случаев практически каждый скажет, что это родители. Но, вне всякого сомнения, в развитии и становлении личности принимают участие не только папы и мамы, тем более на разных возрастных этапах этого развития. Встреча с таким человеком, который может быть и не связан с тобою кровным родством, может во многом определить всю дальнейшую жизнь, будь-то профессиональная реализация или даже твое собственное мировоззрение. Неслучайно в известном древнем документе основоположником систематического медицинского знания Гиппократом было клятвенно зафиксировано «…почитать  научившего меня врачебному искусству наравне с родителями».

Для многих людей, а в особенности современных учителей, социальных педагогов, психологов и других представителей гуманитарного направления знания, студентов, аспирантов, да и просто обычных людей, порой никак не связанных с педагогикой, таким человеком является Анатолий Викторович Мудрик. Грандиозный и простой, интеллектуально-элитный и абсолютно доступный, архаичный и современный, очень строгий (начиная с себя!) и заботливый, дисциплинированный и с отменным чувством юмора, не дающий спуску и любящий… это он! Таким знают Анатолия Викторовича по всей нашей необъятной стране, таким его знают и за рубежом, ведь количества его учеников, в жизни которых он занимает важнейшее место, не сможет назвать и сам профессор.

Наверное, таким и должен быть человек, познавший нелегкую, многогранную жизнь, в которой хватало и голода и благополучия, и черновых трудов и лавров победителя. Анатолий Викторович Мудрик родился осенью 1941 года. В то тревожное, голодное, опасное время семья находилась в эвакуации, поэтому раннее детство Анатолия Викторовича не было безоблачным, комфортным и счастливым. Более радостная жизнь началась по возвращении семьи в Москву, где ребенок стал настоящим московским мальчишкой, приобрел типичный для детей тех лет опыт жизни во дворе, пионерском лагере, на московских улицах и - друзей на всю жизнь. В это же время он много читал, так как в родительском доме была богатая библиотека, и часто присутствовал при встречах с интереснейшими людьми - гостями родителей: писателями, историками, общественными деятелями.

Все это вместе взятое предопределило поступление А.В.Мудрика по окончании школы на историко-филологический факультет педагогического института. С самого начала обучения в вузе Анатолия Викторовича интересовали не только история, не только способы эффективной передачи знаний, но и проблемы воспитания детей. Вот почему, узнав, что в одном из подмосковных детских домов работают воспитанники А.С.Макаренко - Калабалины, первокурсник МГПИ им. Ленина отправился на целое лето туда. С тех пор жизнь А.В.Мудрика оказалась на долгие годы тесно связанной с Клеменовским детским домом, с судьбами его воспитанников. Бесценный опыт общения с замечательными педагогами, удивительными людьми Галиной Константиновной и Семеном Афанасьевичем Калабалиными, реальное погружение в макаренковскую педагогическую систему легли в фундамент профессионального становления А.В.Мудрика.

Позже была работа во Всероссийском лагере "Орленок" (вожатым, заведующим методическим кабинетом), в экспериментальной школе продленного дня в микрорайоне Москвы (учитель истории и организатор внеклассной работы), служба в рядах советской армии, где А.В.Мудрик оказался организатором интереснейшей воспитательной работы с офицерскими детьми. Всякий раз Анатолий Викторович не только творчески общался с детьми, но и анализировал свою деятельность, процессы развития детей, читал научную литературу. Вот почему его поступление в аспирантуру было закономерным и естественным шагом. Весь разнообразный педагогический опыт А.В.Мудрика стал базой его научно-исследовательской деятельности.

В научных исследованиях А.В.Мудрика – всегда опора на отличное знание массовой и тесное сотрудничество с передовой педагогической практикой – работа в творческих коллективах различных школ: 73 и 825 г.Москвы, 708 г.Ленинграда, Костромского лагеря старшеклассников, преподавание в педагогических классах московских школ, регулярное чтение лекции учителям, родителям, старшеклассникам в различных регионах нашей страны. На основе многолетних теоретических, эмпирических и опытно-экспериментальных исследований А.В.Мудриком созданы оригинальные, чрезвычайно продуктивные и всегда актуальные педагогические концепции личности и общения, социализации и социального воспитания. Им даны оригинальные характеристики воспитательных функций и специфики общения школьников с первого по одиннадцатый класс; особенностей ранней юности и коллективов старшеклассников; социальной педагогики как отрасли педагогики, факторов социализации, институтов и принципов социального воспитания. Разработаны и внедрены методические рекомендации педагогам по обогащению содержания общения школьников; по оказанию детям помощи в поисках благоприятной для их личностного развития позиции в общении с окружающими; по организации жизнедеятельности коллективов и воспитанию личности старшеклассников.

После шестнадцати лет работы в Академии педагогических наук СССР, Анатолий Викторович с 1985 года стал преподавать в ведущем педагогическом вузе страны Московском государственном педагогическом институте им.Ленина (ныне Московский педагогический государственный университет), и ныне он является профессором кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии МПГУ, осуществляя большую работу по подготовке научно-педагогических кадров.

Психолого-педагогическому сообществу А.В.Мудрик известен и как основоположник научной школы «Социальное воспитание в контексте социализации», которая сформировалась в 70-е годы ХХ века на базе исследований различных аспектов воспитания учащихся, и в настоящее время определяет концептуальные подходы к рассмотрению феномена социального воспитания.

Концепция социального воспитания и социализации человека, автором которой является А.В.Мудрик, является фундаментальной для современных направлений социально-педагогической и социально-психологической теории и практики. Она находит отражение в многочисленных книгах, учебниках и учебных пособиях и других научных публикациях (более 550-ти), в которых дано развернутое представление о проблеме социализации и воспитания человека, и которое основывается на 45 кандидатских  и 14 докторских  диссертациях, выполненных в период 1986-2010 г.г.

Сегодня в русле научной школы А.В.Мудрика работает 10 докторов наук около 20 кандидатов наук (в том числе в странах ближнего и дальнего зарубежья), 8 аспирантов, а также около тридцати студентов и магистрантов, выполняющих курсовые и выпускные квалификационные работы, многие из которых награждены дипломами как лучшие научно-исследовательские работы молодых ученых. Он является членом Экспертного совета по психолого-педагогическим наукам ВАК РФ, а также экспертных советов Российского гуманитарного научного фонда «Комплексное исследование человека», «Региональные конкурсы», «Научно-популярные издания». Главный редактор журнала РАО «Вопросы воспитания». Член редколлегии международного журнала «Педагогические науки и общества» («Education Sciences & Society»). Входит в редакционную коллегию «Новой Российской энциклопедии». Ну, а главный научно-исследовательский вектор А.В.Мудрика в наши дни и на перспективу направлен на изучение различных аспектов социализации человека: изучение способов педагогического влияния на позитивную социализацию человека в воспитательных организациях различного типа; исследование феноменологии подростково-юношеских субкультур; исследование специфики воспитания в обществе, переживающего кризисные явления; разработка способов профилактики, минимизации и коррекции столкновения воспитуемых с объективными опасностями на различных возрастных этапах и ряд других направлений.

…Однажды я спросил у Анатолия Викторовича: «Скажите, как Вас на всё хватает? Вашей педагогической деятельности хватит, наверное, на три жизни, при этом Вы так востребованы, вы всегда актуальны, всегда «в теме», а у Вас еще и студенты, аспиранты, докторанты, практиканты?

- Да, в том-то и дело! – ответил профессор. – Банальная мысль, но это так: с молодежью и я молод. Вся эта ученая братия – это моя жизнь, мне с ними интересно, и…  я всегда робко надеюсь на взаимность.

Вот такие они – люди «старой закалки». Старой педагогической закалки… В современном мире, когда человек, кажется, ото всего очень быстро устает, ему все очень скоро надоедает, такие личности как Анатолий Викторович служат для многих людей ярким примером неутомимого профессионального служения, примером, сполна показанным и доказанным собственной жизнью, в которой слова и дела соединены в единый монолит любви к своей профессии, любви к детям, вообще любви к людям. К людям разным, к людям сложным, но всегда нужным, и ждущим тепла, внимания, заботы и доброго совета.

Знать жизнь «всякую» – это удел счастливых, ибо только в этом случае человек может и понять другого, и принять другого, и посмеяться с ним, и поплакать… Это значит – быть настоящим Человеком! Это значит быть настоящим Педагогом!

Вы счастливый человек Анатолий Викторович! И мы Вас любим!!! С Юбилеем!!!

 

Кандидат педагогических наук,

 

доцент кафедры социальной педагогики и психологии МПГУ

 

 Максим Викторович Никитский

 

 

Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Регистрация         
Партнеры
Официальный сайт МПГУ
Развитие личности
Валерия Мухина
Весенняя психологическая школа
ООД Исследователь
Архив РАН
ИП РАН
ИФА РАН
ИМЛИ РАН
ПИ РАО
Экопсихология развития
ИСО РАО
ИПППД РАО
ИХО РАО
ИТиИП РАО
ЛГУ им. А.С. Пушкина
МИЛСЕТ
Детская деревня SOS
Центр патронатного воспитания
Наш солнечный мир
Китеж
Культура детства
Школа 2000...
Общество ЧЦП
РПО
ФПО России
МИГиП
МАНПО
МИРО
Международная исследовательская школа
Чтения им. В.И. Вернадского
Фонд наследия Д.И. Менделеева
Конференция ИДУ
Северо-Кавказское научное сотрудничество
Первое сентября
Школьный психолог
Классное руководство и воспитание школьников
Актуальные проблемы психологического знания
Начальная школа плюс до и после
ТВ Просвещение
PsyPress
Юрайт
Национальный книжный центр
EMDR России
Центр Развитие
Центр Точка ПСИ
МГДД(Ю)Т
ДНТТМ
Лицей №1553 имени В.И. Вернадского
СУНЦ Школа А.Н. Колмогорова
Сергиево-Посадская гимназия им. И.Б. Ольбинского
Пушкинский лицей №1500
Многопрофильный технический лицей №1501
Лицей №1511 при МИФИ
Московский химический лицей №1303
Московский культурологический лицей №1310
Гимназия №1514
Прогимназия №1611
Восточно-Европейский лицей
ГБОУ д/c №2499
ГБОУ СОШ №1373
ГБОУ СОШ №2014
ЦО №293
Колледж предпринимательства №11
Педагогический колледж №1 им. К.Д. Ушинского
Школа 5+
© 2000-2016, Факультет педагогики и психологии МПГУ

Москва, Сухаревский Мал. переулок, дом 6, схема проезда
тел. (495)608-20-08, (495)608-21-49
Страница посещалась 28575 раз